Дальтонизм у ребенка как неспособность распознавать цвета и способы его определения

Среди офтальмологических болезней встречается неспособность различать один или более цветов. Многие родители интересуются, как определить дальтонизм у ребенка, и это действительно важно. Если распознать недуг с детского возраста, родители смогут позаботиться о том, чтобы обеспечить малышу полноценное развитие с учетом данной особенности.

Суть заболевания

Оно известно в офтальмологии не только как дальтонизм, но имеет второе название – цветовая слепота.

Строение глаза таково, что в центральной части сетчатки находятся светочувствительные рецепторы, представляющие собой нервные клетки, в которых содержатся пигменты.

Последние могут быть в единственном экземпляре, а могут и в нескольких:

  • Родопсин;
  • Эритролаб;
  • Хлоролаб.

При отсутствии нарушений зрения, связанных с неспособностью определения цветов, все эти пигменты присутствуют в полном объеме. В противном случае какого-то пигмента недостает, реже пигменты отсутствует вовсе.

Заболевание в большинстве случаев является врожденным, и единственная причина тому – наследственность.

Гораздо реже (менее 5% случаев) дальтонизм является приобретенным, что может произойти вследствие различных заболеваний глаз, травм, перенесенных на органах зрения операций, приема определенных медикаментов (как правило, речь идет либо о применении тяжелых медикаментов либо об их бесконтрольном использовании).

Многие слышали фразу о том, что женщины дальтонизмом не страдают. В этом утверждении есть большой процент истины – они сталкиваются с этим недугом крайне редко, и в этот мизерный процент случаев в основном входят ситуации приобретенного недуга. В крайне редких случаях девочка может взять ген этого заболевания, если его носителями являются и мама, и папа.

При этом женщина может быть носителем гена дальтонизма, который и передает своему сыну. С такими ситуациями сталкиваются 50% носительниц данного гена.

Виды болезни

К какому виду принадлежит дальтонизм, зависит от того, какие цвета и оттенки их гаммы не различаются ребенком. При заболевании дети не различают один или несколько основных цветов – зеленый, синий, красный.

Выделяют следующие виды болезни:

  • Протанопия. При ней ребенок не имеет способности отличать зеленый цвет и красный;
  • Дейтеранопия. Вид заболевания подразумевает неспособность ребенка отличать зеленый цвет и его оттенки и синего диапазона;
  • Тританопиея. Это редкий вид недуга, при котором цветовая слепота распространяется на сине-фиолетовую гамму. Специалисты отмечают, что при данной разновидности аномалии в сумеречное время суток у больного наблюдаются проблемы с распознаванием предметов. Данную особенность называют куриной слепотой.

В зависимости от того, сколько диапазонов не различает пациент, выделяют такие типы недуга:

  • Ахромазия. Данный вид заболевания является наиболее серьезным, поскольку маленькие пациенты при нем воспринимают мир практически в черно-белом цвете. Вместе с тем офтальмологи отмечают интересный факт – у маленьких пациентов с этим видом болезни не наблюдаются какие-либо патологии, дефекты сетчатки глаз;
  • Чаще всего встречается дихромазия, при которой не распознается только один цветовой диапазон из трех. В этом случае адаптироваться малышу в распознавании цветов посредством ассоциативного ряда гораздо проще;
  • При монохромазии маленьким пациентом распознается только один цветовой диапазон из трех.

Говоря о разнице между приобретенной и врожденной форме болезни, стоит сказать, приобретенный дальтонизм имеет свои отличия:

  • Недуг распространяется только на один глаз – тот, который был поражен, тогда как при врожденной форме заболевания он распространяется на оба глаза;
  • Дети с приобретенным видом явления не различают желтый и синий цвет.

Как определить недуг?

Как определить недуг?

Для начала следует понять, зачем это нужно? Если у ребенка есть дальтонизм, он не сможет в полной мере воспринимать информацию, поступающую из окружающего мира, по крайней мере, если не помочь ему в этом.

Есть и более серьезная проблема – поведение и ощущения малыша в социуме. Отдельное внимание стоит обратить внимание на то, что он может не различать цвета светофора со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Пока у детей нет способности распознавать, осмысливать и озвучивать, какие цвета они видят, понять, есть ли у них дальтонизм, невозможно.

В связи с этим определить наличие либо отсутствие проблемы можно не ранее 3-летнего возраста ребенка.

Как определить наличие явления?

  • Первые признаки болезни можно обнаружить, просто наблюдая за малышом. В частности, о многом могут рассказать его рисунки. Если, например, он изображает те или иные предметы, явления цветами, далекими от их настоящих окрасов, это первый «звоночек» о том, что нужно выяснить, есть ли заболевание. Чтобы исключить ошибку, задавайте малышу наводящие вопросы. Например, если он нарисовал красную траву, спросите у него, такой ли он себе ее представляет, в таком ли цвете он ее видел на прогулке. Если малыш тут же исправляется, берет в руки карандаш нужного тона, это признак того, что дальтонизм отсутствует;
  • Когда у детей уже появляется способность называть цвета, путать он их не должен. Можно сделать «скидку» на исключения в виде случайных ошибок, но систематически их путать они не должны. Бывает и так, что зная цвет тех или иных предметов (например, от вас), малыш называет их, но на практике оказывается, что различить те или иные из них он не может. Если это происходит, это еще один повод задуматься о том, есть ли дальтонизм у ребенка;
  • Для определения наличия болезни можно использовать такую методику. Около чада положите две конфеты (они должны быть одинаковыми по размеру и вкусу), имеющих разные цвета. Одна из них должна быть в яркой обертке, а вторая в серой либо в черной. Предложите малышу выбрать одну из них. Учитывая психологию детей, они всегда, не задумываясь, выбирают яркие предметы. Если малыш задумывается, а потом выбирает предмет наугад, есть основания полагать, что виной тому дальтонизм. При проведении такого эксперимента не исключается фактор случайности, ошибки, поэтому проводите его несколько дней подряд, фиксируйте результаты, и если случайный выбор, результатом которого становится конфета в неприглядной обертке, является закономерностью, следует обратиться к офтальмологу.

Специалисты определяют дальтонизм с помощью специальных таблиц. В частности, это таблицы Рабкина, на которых изображены точки одинаковой яркости, но разных окрасов и диаметров. В таких таблицах зашифровано изображение, которое малыш, не страдающий данной болезнью, распознает по цвету. Если заболевание присутствует, точки, изображенные на рисунках, для него будут выглядеть просто набором пятен.

Лечение

Еще каких-то лет 10 назад ответ на вопрос о том, можно ли хоть чем-то с медицинской точки зрения помочь маленьким пациентам, страдающим дальтонизмом, ответ офтальмологов был категоричным – нет.

Но многолетняя работа ученых над этим вопросом даром не прошли, и сегодня забрезжила надежда, что в скором будущем лечение детей от этого недуга будет вполне возможным.

Уже были проведены экспериментальные операции по вживлению в глазную сетчатку недостающего гена, и они были успешными. Тем не менее повсеместно на сегодняшний день такие операции не проводятся.

При легких формах недуга можно использовать очки со специальными линзами, чтобы помочь малышу получать информацию об окружающем мире.

Что делать?

Ввиду того что медицина сегодня не может существенно помочь деткам, страдающим дальтонизмом, большая роль отводится родителям. Они должны помочь своему чаду адаптироваться.

Специалисты дают такие советы по этому поводу:

  • Прежде всего, не стоит паниковать и отчаиваться. Это явление вполне обоснованно можно считать не болезнью, а особенностью ребенка. Оно не свидетельствует об умственной отсталости, не является признаком серьезных нарушений зрительной функции. Малыш с такой особенностью абсолютно нормален, в чем обязательно нужно уверить его самого и тех окружающих, которые, возможно, этого не понимают;
  • Когда кроха путает цвета, исправлять ошибки не нужно – это ничего не даст, кроме его раздражения;
  • Ненавязчиво помогайте малышу подбирать одежду. Оптимальный вариант – обеспечение чада гардеробом, в котором все вещи удачно сочетаются между собой;
  • При изучении и описании предметов, явлений не акцентируйте внимание на окрасах. Обращайте больше внимания на прочие признаки и детали. Например, трава не только зеленая, но и бархатистая, пахучая, густая;
  • Воспитатели в детском саду, а потом и учителя в школе обязательно должны быть уведомлены об особенности малыша. Это позволит им найти индивидуальный подход к его воспитанию и обучению.

Все, что ребенку понадобится знать о том, чтобы вести абсолютно нормальную жизнедеятельность и успешно развиваться, ему могут дать родители и педагоги в детском саду, школе, поэтому отчаиваться, и тем более показывать отчаяние чаду, ни в коем случае не стоит.

Материалы, размещённые на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остаётся исключительной прерогативой вашего лечащего врача.