Ограничения по зрению для получения водительских прав
На сегодняшний день машина – вполне доступный вид транспорта, к тому же очень удобный, поэтому водителей с каждым годом становится все больше. Кроме навыков вождения, будущему владельцу авто нужны права, которые на законных основаниях разрешают быть участником дорожного движения.
Такие строгие меры нужны в связи с высокой аварийностью на дорогах. В тяжелых дорожно-транспортных происшествиях зачастую виноваты водители, не имеющие прав.
Процедура получения водительских прав неразрывно связанная с прохождением медицинской комиссии. Одним из специалистов, которые проводят профосмотр кандидатов в будущих или действующих водителей, является окулист. Почему его присутствие необходимо? Потому что острота зрения – одно из самых важных качеств, требующихся для того, чтобы пройти комиссию и стать обладателем прав.
Медосмотр
В комиссии участвует не один врач, а несколько.
В список рекомендуемых специалистов обычно входит:
- Терапевт;
- Окулист;
- Гинеколог (женщинам);
- Психиатр;
- Хирург;
- Нарколог;
- ЛОР.
Каждый из упомянутых докторов предъявляют свои требования, и они справедливы. Потому, что вождение – дело не сложное, но требующее концентрации внимания, точных движений, адекватной реакции, остроты зрения. При прохождении медосмотра с собой нужно иметь амбулаторную карту, где зафиксированы все заболевания, которые были в жизни человека. Каждый доктор делает свое заключение, которое повлияет на получение водительских прав.
В конце выдается специальная справка, которая имеет срок годности, по его истечении комиссию нужно проходить повторно:
- На 12 месяцев выдается людям младше 20 и тем, кому за 50, а также имеющим нарушения в состоянии здоровья, не мешающие вождению;
- 24 месяца выдается справка людям, которые на данный момент работают водителем;
- На 36 месяцев – тем, у кого свой автомобиль и нет никаких ограничений по состоянию здоровья.
Окулист
У офтальмолога осмотр проходит по таким категориям:
- Угол или поле зрения;
- Способность различать цвета;
- Острота.
Нужно упомянуть, что все три категории имеют строго определенные рамки, однако незначительные нарушения, не выходящие за пределы установленных норм, дают полное право владеть правами и водить машину.
Угол или поле зрения. Нарушения в данной категории, к сожалению, говорят о серьезных заболеваниях, не дающих право на вождение автомобиля. Ко всему, данный недостаток не поддается коррекции. Допускаемая норма для данной категории – не меньше 20 градусов.
Способность различать цвета. Для того чтобы определить степень различаемости цветов, которые видит человек, существует специальный тест по таблице Рабкина. В былые времена к данной категории не относились столь строго, так как положение ламп светофора можно изучить.
Но в современных требованиях к водителям учитывается и этот факт. Считается, что управляющий машиной с таким нарушением может перепутать показатели светофора. В некоторых развитых странах используются разные формы ламп для определенных сигналов.
Острота. К данной категории самое строгое отношение, но есть оговорки для тех, кто пользуется очками и контактными линзами. Не лишним будет напомнить, что скрывать данный факт от врача нет никакого смысла.
Так как осмотр будет проводиться с использованием разных тестов, и наверняка обнаружится обман.
Поэтому нужно смело проходить медосмотр с теми корректирующими зрение аксессуарами, которыми обычно пользуетесь.
Ограничения к получению прав для каждой отдельно взятой категории
Для получения водительских прав существуют определенные медицинские ограничения, в некоторых случаях они идентичны, но есть и отличия.
Существует несколько общих противопоказаний для всех категорий: полная слепота и ахроматопсия. Противопоказания для тех, кто владеет своим транспортом
Для водителей категории: «А», «М», подкатегорий «А1», «В1»:
- Когда острота ниже 6 диоптрий, независимо от ношения очков и контактных линз;
- Слепота одного глаза, а у другого имеются нарушения до 8 диоптрий;
- Состояние после коррекции с помощью лазера, если не прошло больше 1 месяца;
- Хронические инфекционные заболевания, которые тянут за собой патологические изменения глаз, век с последующим снижением остроты зрения;
- Сильное косоглазие любого происхождения;
- Отклонения в состоянии зрачка больше, чем на 70 градусов;
- Если ограниченное поле зрения больше чем на 20 градусов.
Категории «В», «ВЕ» подкатегория «В1», без мотоциклистов:
- Острота меньше 6;
- Реабилитационный период после лазерной или любой другой коррекции, который длится меньше месяца;
- Хронические заболевания, в результате которых происходит стойкий регресс по зрению и патологические изменения в строении глаза;
- Косоглазие серьезной степени любого происхождения;
- Отклонение зрачков на 70 градусов, и угол зрения меньше 20.
Категории «С», «СЕ», «D», «DЕ», «Tm», «Tb» и подкатегории «С1», «D1», «С1Е» так же «DIE»:
- Острота хуже 8 диоптрий без очков, независимо от коррекции и степени удлинения глазного яблока;
- Если один глаз слепой, даже если второй полностью здоров;
- Состояние после лазерной или любой другой коррекции, даже если нет осложнений, В случае, если после операции прошло меньше месяца;
- Заболевания глаз, которые ведут за собой постоянное снижение их функциональности, а также патологические изменения строения глазного яблока;
- Высокая степень косоглазия;
- Отклонения зрачка больше, чем на 70 градусов;
- Поле зрения хуже 20.
Ограничения для тех, кто работает водителем на чужом или государственном транспорте
Категория «В»:
- Острота меньше 5 диоптрий с коррекцией;
- Когда один глаз не видит, а другой немного, чуть больше 8 диоптрий без исправления.
Кроме того, в эту категорию попадают водители разных служб, где требуется высокая концентрация внимания и хорошая работа зрительного аппарата, например аварийные службы или скорая помощь.
Там требуется зрение с коррекцией не меньше 4 диоптрий. Также дальнозоркость, расхождение между диоптриями обоих глаз не должна превышать 3 единиц.
Категория «А»:
- Острота должна быть не меньше 6 с коррекцией, разница между показателями обоих глаз не больше 3;
- Когда один глаз слепой, а второй плохо видит;
- Скотома относительная или полная, которая влияет на реакции водителя;
- Реабилитационный период после операции на глазах, тогда, когда не прошло больше месяца;
- Операция по замене хрусталика, даже если только один глаз подвергался оперативному вмешательству;
- Заболевания глаз, которые влекут за собой непоправимые изменения в строении зрительного аппарата и век;
- Хроническое воспаление глаз, сопровождающееся обильным слезоотделением, только в том случае, если эта патология не лечится;
- Сильное косоглазие или заболевание, нарушающее нормальное движение глазного яблока;
- Угол зрения меньше 20 градусов;
- Неправильное цветоощущение;
- Различные патологии роговицы, а также зрительного нерва;
- Наличие глаукомы.
То, что требования к категории «А» больше, чем к «В», считается обычной опечаткой в правилах, поэтому для обеих категорий используют одни и те же положения. Данные правила действительны на сегодняшний день, но так как медицина не стоит на месте, а автомобили производятся с высокими степенями защиты, возможно, они в недалеком будущем поменяются.
С данных постановлений видно, что требования по зрению не такие уж строгие. Людям с плохим зрением можно иметь права. Много случаев, когда водители не справляются с управлением и без нарушений со зрением, поэтому лучше не садиться за руль с показателями ниже, чем допускается в правилах.
Материалы, размещённые на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остаётся исключительной прерогативой вашего лечащего врача.