Как правильно научить ребенка читать?
Есть педагоги, которые утверждают, что нужно учить читать одновременно с развитием навыков разговорной речи. Однако большинство родителей начинают учить с ребенком буквы только по достижению ими 4-5 лет – когда обратная связь вполне доступна.
Есть ли специальная методика, как научить ребенка читать быстро и правильно, и можно ли ее применить в домашних условиях?
Методика обучения чтению
Освоить весь алфавит быстро невозможно, а если ребенок не будет знать, зачем ему эти буквы, интерес к обучению пропадет.
Поэтому лучше запомнить наиболее употребляемые обозначения звуков, а затем составлять из них слоги и слова. Таким же образом можно параллельно научить читать на английском языке. У малышей способность к запоминанию повышенная.
Приглашенные учителя, которые уже освоили новую систему обучения, стараются научить узнавать иностранные слова целиком, но вряд ли родители дошкольников владеют этой формой передачи знаний.
В домашних условиях удобнее учиться читать проверенным способом – по слогам. Наиболее часто используются звуки – А, О, У, М, С.
Из них можно составить множество слогов, которые потом будут основой привычных и знакомых слов:
- мама;
- уа;
- ум;
- сом;
- маус и так далее.
Можно приобрести специальные слоговые таблицы для обучения чтению. Ребенку будет интересно на пересечении букв искать знакомые слоги, читать их, а потом вводить в слова. Как только минимальное количество букв будет освоено и ребенок поймет принцип составления из слогов слов, можно вводить и другие буквы.
Не все дошкольники могут освоить таблицу – даже в 6 лет некоторые сталкиваются с трудностями составления слогов. В этом случае правильно будет сделать карточки со слогами самим, раскрасив их в разный цвет. Цветные ассоциации помогут быстрее запомнить принцип сложения.
Научить читать в домашних условиях будет легче, если начинать с гласных букв – согласные, особенно глухие, запомнить намного труднее по-отдельности. Они легче произносятся в слогах.
Ребенок должен понимать значение тех слов, которые уже научился читать, иначе занятия будут бесполезными. Лучше выбирать слова-существительные, каждое из которых означает что-то определенное – лучше знакомый предмет. С качествами и действиями работать не настолько интересно. Хотя если подключить игровую форму и изображать каждое действие, это будет нравиться.
Такой метод является плюсом занятий в домашних условиях – в школе на уроках придется сидеть, а это для дошкольников 5-7 лет является само по себе серьезной задачей.
Есть еще одна игра, которая помогает быстро научить читать на русском и английском малышей. На карточках пишутся знакомые слова и нужно в помещении разложить карточки правильно.
Стол – на стол, стул – на стул, лампу – на лампу и так далее. Слова на разных языках написаны на разных сторонах карточки, и перед тем как отыскать нужный предмет, необходимо зачитать надпись.
Самое главное, что требуется от взрослых – не повышать голос и спокойно разговаривать. Крики и напор не позволят расслабиться и в дальнейшем не дадут раскрыться в школе. Если дома кричит мама, что можно ожидать от чужой тети?
Обучение чтению детей 4-5 лет
Если занятия приносят ребенку радость, легко получится научить его читать.
- На помощь можно призвать достижение современной техники – электронную говорящую азбуку.
Можно приобрести несколько вариантов учебного пособия, в зависимости от своего экономического статуса.
- Таблица, в которую вставляешь буквы вручную, набирая нужные слоги. При соединении контактов все звуки произносятся вслух, ребенку необходимо их повторять. Обеспечивается надежное запоминание. Это самый дорогой вариант электронной азбуки.
- Электронная азбука, которая представляет собой обычный экран, на котором с помощью клавиш, расположенных внизу, набирают буквы или слоги. Есть конструкции с голосовым озвучиванием.
- Самый простой вариант – экран со слоговой таблицей. При нажатии на кнопку появляется искомый слог.
Все эти таблицы являются аналогом азбуки на кубиках. Раньше такую игрушку можно было приобрести в любом магазине игрушек, и ребенок от 3 лет уже мог самостоятельно научиться читать.
Сейчас кубики с буквами приобрести труднее, чем компьютер. Компьютер является отличным помощником обучения навыкам чтения, однако заниматься за ним более 40 минут в день не рекомендуется. У малышей недостаточно сформирована сетчатка глаза – если долгое время сидеть за монитором, можно испортить зрение.
- Чтобы ребенок захотел научиться читать, с ним нужно заниматься с самого раннего возраста. Укладывая спать, родители должны не рассказывать наизусть сказку, а открыть книжку и озвучить то, что там написано. Следует обязательно посвящать чтению хотя бы час в день, рассматривать картинки, не жалеть деньги на хорошие книги с иллюстрациями.
Пока малыш писать не в состоянии, с ним можно лепить буквы или рисовать их – совсем маленьким родители рисуют контуры литер, а потом дают задание – раскрасить. Все вылепленное и нарисованное нужно озвучивать. Так буквы и слоги естественно войдут в жизнь, и читать малышу будет намного проще.
Такие занятия полезны еще и потому, что развивают необходимые прикладные навыки – мелкую моторику. Как и при всех прикладных занятиях, не следует забывать о технике безопасности – не работать с вредными материалами, приобретать пластилин, глину и краски в канцелярских отделах. Мягкие пластики, которые используются для мелкого ремонта, могут вызвать аллергические реакции.
Еще один вид обучения, который развивает мелкую моторику – аппликации. Буквы аккуратно вырезают из цветной бумаги.
Собирают в слоги и наклеивают на плакат. Этому виду обучения можно найти практическое применение – таким образом можно подготовить открытки, чтобы поздравить всех членов семьи с праздником.
Литеры не обязательно рисовать самостоятельно, их можно вырезать из страниц старых журналов.
- Не стоит учить читать ребенка методом ассоциации.
Этим методом учителя пользовались более 100 лет назад.
- Бублик – буква О;
- Домик – буква Д;
- Крестик – Х;
- Гребень – Ш,
и эта методика показала себя как самая неудачная. Очень трудно потом объяснить детям, почему домик и Д на одну букву, а гребешок и Ш – начинаются с разных. Да и сможет ли сам взрослый составить слоги из аиста и сломанной скамейки? В пособиях для дошкольников, в которых подробно объясняется данный метод, часто литеру М ассоциируют именно со сломанной лавкой.
Нюансы обучения английскому языку
Одной из трудностей параллельного обучения чтению на русском и английском языках является несоответствие в английских словах произношения и написания. Дети не сразу могут разобраться, почему пишется одно, а произносить нужно совсем другое.
Поэтому нужно выбирать для запоминания сначала самые легкие односложные слова, которые произносятся точно так же, как пишутся.
Необходимо очень много времени посвящать упражнению, переходить в течение дня с одного языка на другой, описывать цветные картинки, которыми авторы зарубежных пособий щедро украшают учебники.
В отличие от русских слов, нужно учить сразу же правильно запоминать английские слова целиком, контролировать произношение.
После каждого чтения слов и предложений на английском языке следует требовать пересказа на русском. К 6-7 годам ребенок должен уже легко читать текст на русском и пересказать его на английском и наоборот.
При обучении чтению происходит одновременное освоение письменных навыков. Буквы приходится рисовать на альбомных листках, писать мелом на асфальте.
На этом этапе достаточно добиться четких линий и разборчивого написания – формирование почерка нужно оставить школьному учителю.
После того как дошкольник научился выписывать четкие палочки и петли, ему будет намного легче учиться писать. Почерк у него будет четкий и разборчивый.