Как помочь ребёнку адаптироваться к школе

Приводя своё чадо в первый класс, многие родители задумываются над вопросом — как облегчить ему приспособление, предотвратить переутомление и помочь влиться в процесс обучения. Предлагаем вам советы, как улучшить психологическую адаптацию ребёнка к школе.

Адаптация к школе: как уменьшить стресс от учебной нагрузки

Адаптация к школе: как уменьшить стресс от учебной нагрузки

Поначалу всем первоклассникам трудно справляться с уроками, и неудивительно, ведь на них ложится новая ответственность, которая и домашним, и садиковым деткам была незнакома.

Несмотря на то что успеваемость первоклашек зависит от дошкольной подготовки, от вас теперь ещё больше зависит, будет ли ребёнок испытывать растерянность и смущение на уроках или нормально войдёт в колею регулярных теперь домашних заданий.

Крайне необходимо, чтобы ребёнок был уверен в собственных способностях, и здесь ему понадобится ваша помощь при подготовке уроков дома:

  • делайте уроки вместе, подсказывайте, как лучше организоваться, чем заняться в первую очередь, как правильно распределить время для каждого предмета;
  • проверяйте качество выполненных заданий — аккуратны ли прописи, выучено ли стихотворение, в порядке ли счётный материал, тетради и учебники;
  • помогайте своему первокласснику сосредоточиться — пусть во время его домашних занятий будет подходящая психологическая обстановка, также направляйте его действия, призывайте быть внимательным, учите не отвлекаться;
  • прививайте любовь к чтению, читайте книжки вместе, по школьной программе и просто любимые — это развивает усидчивость, воображение, речь и словарный запас;
  • вместе готовьте портфель на завтра, учите малыша собираться быстро и внимательно.

Эти родительские обязанности не будут для вас такими уж тяжёлыми, зато малышу это придаст сил и сделает каждый следующий день в школе комфортным.

Подготовьте первоклассника к занятиям

Трудности адаптации первоклассников к школе возникают у тех, кто недополучил подготовку ранее. Можно ли догнать упущенное время и подтянуть своих детей, если чувствуется, что им не хватает школьных навыков? Ответ — однозначно можно.

Причём это по силам не только репетиторам с педагогическим образованием, даже у родителей, до того мало уделявших внимание дошкольному образованию (по разным причинам такое случается, это не трагедия), вполне получится восполнить пробелы.

Помогая делать домашние задания, старайтесь, чтобы их подготовка была максимально похожа на урок — занимайтесь по 45 минут с перерывами каждые 10 минут, сидеть ровно, как за партой, требуйте серьёзного отношения, как будто вы в классе с учителем. Только не перегните палку, просто помогите малышу вырабатывать навыки работы в классе.

Обсудим кратко основные проблемы неподготовленных школьников и способы их преодоления:

  • Ученик не слушает урок. Это слабость аудиального восприятия, и натренировать её можно, если вы будете читать тексты из учебника вслух, останавливаясь после 2-3 предложений, и просить ребёнка повторить своими словами услышанное. Со временем понемногу увеличивайте объём текста — от полстраницы до 1,5-2 страниц интересного текста, задавайте наводящие вопросы, включайте воображение малыша, помогайте ему понимать услышанное;
  • Не даётся письмо. Тут возможны две проблемы — слабая моторика пальцев (просто ему трудно выводить все эти бесконечные закорючки!) и особенность вашего чада (левша, живчик или копуша). Моторику развиваем внимательной проработкой прописей (купите вторую тетрадь, помимо рабочей, для дополнительной практики), лепкой из пластилина, гимнастикой для пальчиков. Левшей переучивать не рекомендуется! Слишком активному малышу скучно, он отвлекается — а вы делайте почаще физкультминутки, а ещё пусть не только пишет, но и рисует, чертит. Медлительность преодолевается труднее, попробуйте тренироваться с ним с секундомером в игровой форме — соревнуйтесь, подбадривайте, побольше хвалите, мол, вот как уже быстро и красиво написал, молодец!
  • Трудно учится считать. Бывает, что первоклассник долго не осваивает счёт, сам принцип математики.

Разберитесь, где суть проблемы:

  • плохо распознаёт цифры;
  • ленится и называет ответ задачки наугад;
  • плохо понимает последовательный счёт.
Подготовьте первоклассника к занятиям

Насколько ваш школьник сможет вникнуть в математические принципы, покажет время — это будет зависеть от его естественных склонностей и мастерства учителей. Но вот твёрдо узнавать цифры, безошибочно пересчитывать белочек, палочки, точки и прочее — этому научить его вам.

И обязательно побуждайте ребёнка считать в уме. Вам помогут математические стишки-считалки, загадки с числами, а также наши обычные бытовые ситуации — пересчитать предметы на столе, покупки в тележке супермаркета, главное, донести до малыша, что считать не скучно, а полезно и увлекательно.

Психологические и воспитательные моменты

Особенности адаптации первоклассников к школе не заканчиваются на учебных моментах. Внутренняя готовность к посещению занятий — ключ к успешной психологической адаптации первоклассников к школе.

Сначала, примерно всю первую четверть, первоклассники перестраиваются именно физически — новый режим дня, необходимость высиживать уроки за партой и прочее. Гораздо больше времени требуется, чтобы перестроиться внутри, ведь новичка подстерегает много испытаний.

Страх быть без родителей. Каждый пятый первоклассник испытывает шок от того, что остаётся на уроках с чужими ему людьми — одноклассниками и учителями, без возможности по первому желанию двигаться на уроке, выйти из класса, а главное — увидеться с мамой, папой или бабушкой.

Это вовсе не трусишки, привыкшие прятаться под юбкой у матери, просто так выражается защитный механизм от новой обстановки — хочу домой, к маме! Что делать, если ваш ребёнок напуган школой и не хочет идти на уроки? От вас требуется не суровое порицание, а много-много душевного тепла и понимания.

Не будьте строги, почаще заверяйте сына или дочь в своей любви и поддержке, старайтесь преуменьшить его страхи и постоянно хвалить достижения. Так этап взросления и адаптация ребёнка в школе пройдут менее болезненно, страхи постепенно исчезнут, появится уверенность и, возможно, удовольствие от процесса учёбы и общения со школьными друзьями.

Бунтарские настроения. Агрессию у малыша может вызвать любая эмоция, к которой он не будет готов — от позора у классной доски до сломанного однопартником пенала. Если вы заметили, что ваш ребёнок возвращается с уроков обозлённым, не хочет рассказать, в чём дело, а от учителя получаете неприятные новости о его драках, слезах или разных выходках, значит, ребёнок проходит сложный воспитательный этап.

От вас требуется внимательность и позитивный настрой:

  • терпеливо объясняйте те или иные школьные правила, мотивируйте на их соблюдение, объясняйте, какую пользу школьное образование принесёт в будущем, и делайте это в доступной форме, простыми словами;
  • прививайте ребёнку ответственность не только за школьные, но и домашние дела;
  • ежедневно обсуждайте вместе, что понравилось на занятиях, что вызвало неудовольствие или расстроило, а также давайте советы в дружеской, доброжелательной форме;
  • не напрягайте сына или дочь постоянными нравоучениями, однако контролируйте их успехи и, если нужно, подключайтесь с помощью;
  • успокаивайте первоклассника, если он подавлен, найдите ободряющие слова, помогите относиться легче к неудачам — вы же будете любить своего ребёнка несмотря ни на что.

Для успешной адаптации в школе детей мигрантов важны ещё и культурные моменты. Дополнительные усилия родителям нужно приложить, чтобы своевременно объяснять детям трудные для их понимания моменты: чем отличаются новые правила поведения, почему привычные для них манеры другие дети и учителя не будут воспринимать как норму, как лучше вести себя и отвечать, чтобы не вызвать к себе недоверие и непонимание одноклассников.

Большую роль в социализации мигрантов в новой школе будет, конечно, играть профессионализм классного руководителя и других учителей, поэтому родителям нужно поддерживать постоянную связь с ними и обсуждать проблемы ребёнка, как только они наметились.

Вера в родительскую поддержку творит чудеса с любыми трудностями, а у первоклассника эти трудности вполне преодолимы, передайте ему свою уверенность и спокойствие — и всё будет хорошо!