Организовываем экскурсию для детей: требования к мероприятию

Экскурсии для детей – это тоже форма обучения, во время которой происходит их нравственно, эстетическое и патриотическое воспитание, их всестороннее развитие. Из форм обучения эта считается одной из самых трудоемких.

Особенности проведения экскурсий

К особенностям проведения экскурсий для детей относятся следующие требования: для школьников мероприятие должно быть не только интересным и познавательным, но и безопасным. Педагог должен продумать план и составить его так, чтобы дети могли соблюдать необходимый им режим дня, не подвергались опасным внешним воздействиям.

Во время выездов на выбранные объекты у детей формируется внимание и наблюдательность, полученные знания в дальнейшем должны помочь им адаптироваться в окружающем мире и даже заставить задуматься о профессиональной направленности.

Как особые формы проведения уроков, экскурсии для детей начальной школы способствуют сохранению их здоровья, так как позволяют избежать негативных факторов школьной повседневности:

  • неподвижности за партой во время обычных уроков;
  • продолжительной работы в помещении без свежего воздуха и без естественного освещения;
  • подавления эмоций;
  • преобладания слухового канала поступления информации.

Во время экскурсии информация воспринимается многосенсорно – то есть ребенок одновременно может видеть, слышать, обонять, осязать, двигаться, трогать, чувствовать, соприкасаться с окружающими воздействиями. Такая форма получения знаний учитывает возрастные особенности непосед-почемучек.

К. Д. Ушинский – великий русский педагог – утверждал, что нужно позаботиться о том, чтобы при запоминании участвовали как можно больше органов чувств. Он писал о важности развития наблюдательности учеников, умения получать знания не только из учебников, но и из окружающих предметов, событий.

Экскурсии способствуют формированию и развитию следующих способностей и навыков:

  • Способности ориентироваться в окружающей действительности;
  • Коммуникативности;
  • Разговорной речи;
  • Наблюдательности;
  • Умению добывать самостоятельно информацию;
  • Совместному и индивидуальному принятию решений.

К. Д. Ушинский считал, что важно “дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души”. Он считал, что развитие у учеников наблюдательности – одна из важнейших задач для педагога, не менее важная, чем обучение письму, счету и прочим учебным навыкам.

Специально разработанные интересные образовательные экскурсии и помогают формировать вышеперечисленные ключевые компетенции.

Планы экскурсий разрабатываются педагогами на стадии составления методического плана по обучению учащихся, и выезды обговариваются заранее.

Родители должны знать, куда едут дети, и обеспечить им необходимую экипировку, выдать – если это нужно – «паек» на продолжительное время или деньги на питание. В случае с детьми младшего школьного возраста, оптимально о проблемах снабжения договариваться коллективно.

Навыки дорожной безопасности

Дети школьного возраста большую часть дня просиживают в помещении: на уроках, потом за домашними заданиями, телевизором и компьютером. Поэтому, вырвавшись «на свободу», часто забывают об опасностях, которые их могут ожидать на дороге, при переходе улицы.

Закрепить знания правил дорожного движения ребята смогут на экскурсии «Светофор». На оживленном перекрестке научатся безопасному поведению, познакомятся с дорожными знаками, узнают об их назначении. Внимание учеников будет обеспечено, если на помощь учителю в этом придет «настоящий» автоинспектор.

Пожарная безопасность

На вопрос: «Кем ты хочешь быть?», – можно нередко услышать, на первый взгляд, неожиданный ответ. Среди традиционных: «Космонавтом, летчиком, артистом..» возникает ответ: «Пожарным».

Эта профессия ассоциируется с эпитетами: мужественная, опасная, героическая. Даже в небольшом поселке, не говоря уже о городах, есть пожарная часть. И отважные люди могут работать на соседней улице.

Экскурсия для детей в ближайшую пожарную часть будет интересной и полезной. Увидеть пожарную технику, потрогать руками блестящие красные автомобили, услышать рассказы героических «укротителей огня» – что может быть интересней! Особая удача, если при части есть учебный полигон, где можно посмотреть тренировки и соревнования пожарных. А беседа о правилах пожарной безопасности, проведенная человеком в форме, навсегда отучит шалунов от игр с огнем.

Где «растут булки»?

Современная детвора, проводящая много времени за компьютерными играми, часто не знает какой путь проходят простые вещи – булка хлеба, стакан молока, вкусная котлета, аппетитный омлет, прежде чем попасть на наш стол.

Экскурсия для детей на загородную ферму позволит восполнить этот пробел. Турфирмы больших городов могут предложить свозить детей на страусовую ферму. Экзотика, конечно, привлекает, но обычная птицеферма, где обитают более привычные курочки и петушки, нашей малышне ближе и понятней.

Подсмотреть, как несушки откладывают яйца, подержать в руках маленького желтенького цыпленка, вылупившегося в инкубаторе, покормить кукарекающее и кудахтающее «население» – ни с чем не сравнимое удовольствие для юных исследователей.

Увидеть, как колосок превращается в привычный хлеб или сладкую булочку можно на хлебозаводе. Такие предприятия есть и в больших мегаполисах, и маленьких поселках и селах.

На экскурсии на хлебозавод будет возможно посмотреть:

  • как замешивается тесто;
  • как из него формуется будущая булка, которая затем отправляется в жаркую печь;
  • ощутить чудесный аромат свежего хлеба.

Интересные и познавательные экскурсии для детей на ферму и хлебозавод позволят школьникам не из книжки узнать «чем пахнут ремесла» и проникнуться уважением к нелегкому труду людей, делающих такие нужные всем вещи.

Народное творчество

Очень важно с юных лет приобщать ребят к искусству. И начинать нужно с самого доступного для их понимания – прикладного искусства.

Куда в первую очередь свозить детей на экскурсию? Конечно же в центры народных промыслов. Туда, где работают настоящие мастера, где создают традиционные и по-прежнему современные творения.

центры народных промыслов

Особенно привлекательны для детворы игрушки, забавные расписные фигурки и писанки. А что делать, если эти замечательные места очень далеко? Наверняка в любом регионе найдутся свои чудо-мастера. В городских музеях обязательно есть раздел прикладного искусства.

Можно просто пройтись по старым улочкам и рассмотреть сохранившиеся резные наличники окон, вышитые занавески, кованные элементы ворот. Возможно, чья-то бабушка вышивает или вяжет, расписывает писанки, а дедушка – гончар, занимается резьбой или ковкой.

Тогда, напросившись в гости, можно будет взять в еще неокрепшие руки иголку или спицы, молоток или резец, а если посчастливится, сесть за гончарный круг и слепить что-нибудь. Получатся самые лучшие и эмоциональные экскурсии для детей начальной школы.

Без экскурсионных выездов детям будет неинтересно заниматься природоведением, биологией, географией. Проблемы экологии, осмотр местных достопримечательностей, поездки в заповедники – все это поможет детям понять, как важно охранять природное богатство.

Только педагоги не должны забывать: экскурсии для детей начальных классов – это не только сухие рассказы экскурсовода и записи планов. Без элементов игры и живых рассказов мероприятия детям покажутся сухим продолжением учебной деятельности и польза от них будет минимальная.