Как работают японцы: удивительные правила японской корпоративной культуры

«Я люблю свою работу, я приду сюда в субботу» – эти строки из забавного стихотворения Сергея Миронова «Бессмертный пони» точно характеризуют жителей не России, а Японии. Трудолюбию японцев можно только позавидовать – они готовы находиться в офисе по 14 часов в сутки, без проблем берут смены в выходные и при этом, кажется, совсем не устают. В чем секрет жителей страны восходящего солнца?

Почему нельзя уйти из офиса вовремя

Почему нельзя уйти из офиса вовремя

В 90-ые годы за переработки в Японии доплачивали. Сегодня такая практика не распространена. Тем не менее, офис после завершения смены никто покидать не спешит. Блогер Мэри Галлоран, которая жила и работала за границей 6 лет, рассказывает, что дело в этикете. В стране восходящего солнца считается невежливым уходить раньше начальника. Японцы остаются в офисе на несколько дополнительных часов, чтобы сохранить рабочую гармонию, для которой в японском языке есть даже отдельное слово – «wa». Единственное исключение – иностранцы, преподающие язык. В остальных случаях гнева коллег не избежать.Таким образом, зачастую японцы работают по 12 часов в день и около 60 часов в неделю.

Одна работа на всю жизнь

Одна работа на всю жизнь

Еще одна особенность, которая удивляет наших соотечественников – много лет тут действовала система пожизненного найма. Многие японцы устраиваются на первую работу после завершения университета и работают на ней до самой пенсии. При этом руководство компаний не спешит увольнять даже тех, кто не справляется с обязанностями – таких сотрудников просто переводят на другие должности. В японском обществе принято думать о других, а уволенный служащий «теряет лицо» перед другими. В исключительных случаях работодатели действовали необычными методами. Например, отправляли неугодного сотрудника в «комнату безделья». Находясь на работе, он фактически ничем не занимался: просто проводил в ней время. Трудолюбивые японцы не выдерживали и увольнялись сами. Об увольнении говорить было не принято, чтобы не нарушать коллективный дух и никого не расстраивать. Это правило сохранилось и сегодня. Если японец лишается своего места, то воспринимает это очень болезненно, как потерю семьи. Нередко дело даже доходит до самоубийства.

На работу в маске

На работу в маске

Удивительно, но факт – японцы стараются не брать больничные. Люди в Японии работают с температурой под 40, насморком и кашлем, просто надев маску. В этом случае в обеденный перерыв сотрудник идет не в столовую, а в больницу, чтобы сделать капельницу, а потом возвращается снова. Не мудрено, что болеют тоже всем коллективом. Что же касается зарплат, то в среднем в год японцы зарабатывают 30 тысяч долларов. При этом дважды за это время получают премии. Бонусы суммарно составляют половину зарплаты за 12 месяцев. Жители страны восходящего солнца настолько фанатичны в вопросах работы, что отдыхать тоже не любят. Власти рассматривают вопрос, как принудительно отправлять сотрудников в заслуженный отпуск.

Критика руководства – радость для начальника

Критика руководства – радость для начальника

Пристального контроля со стороны начальства нет, а действия руководителей можно открыто критиковать на собраниях. При этом негативные комментарии подчиненных выслушиваются с благодарностью. Согласно японской философии, указания на слабые места и просчеты помогают расти и становится мудрее. Обычно работа идет по такой схеме: рабочей группе дается свыше задание, а исполнители коллективно решают, как ее выполнить наиболее эффективно. При этом принято выслушивать позицию каждого служащего. Процесс принятия решений иногда затягивается надолго, ведь японцы вовсе не считают, что краткость – сестра таланта. Они многословны и медлительны. Несмотря на коллективную работу, вопрос с недостаточной мотивацией даже не стоит – каждый сотрудник предан компании и считает, что ее успех зависит напрямую от его действий.

В костюме и в жару, и в холод

В костюме и в жару, и в холод

В большинстве офисов строгий дресс-код. Вне зависимости от погоды мужчины должны приходить на работу в черном костюме. Единственные изменения, которые допустимы в одежде – рубашку можно носить и с длинным, и с коротким рукавом на выбор сотрудника. Усы и бороды, кстати, тоже запрещены. Женщины могут носить только костюмы прямого кроя, которые не подчеркивают талию. Косметикой пользоваться нельзя, аксессуары недопустимы. На такие меры японцы идут с одной целью – чтобы симпатичные коллеги противоположного пола не отвлекали сотрудников от работы.

Имитация сна на рабочем месте

Имитация сна на рабочем месте

В это трудно поверить, но японцы на работе иногда имитируют сон, чтобы боссы увидели, как много они работают и как сильно устают. Бизнес-культура Японии разрешает дремать в офисе, есть даже специальное слово, которое обозначает такой сон – «инемуни». Уставшие сотрудники часто засыпают и по пути домой в метро, поэтому в вагонах можно увидеть людей со специальными подставками под подбородок, необходимыми, чтобы не упасть, если вдруг ты заснул стоя.